Отчёт о прошедшем в РГБ творческом вечере поэта, художника, лауреата Бунинской премии Сергея Соловьева
В прошедшую пятницу, 26 мая, на встречу с читателями в Ленинку приходил Сергей Соловьёв. Сергей Соловьёв - это не знаменитый режиссёр, а поэт, писатель, художник и фотограф, он и издатель, и организатор литературных встреч в московском клубе "Дом". В 90-е гг. в Киеве Сергей Соловьёв издавал газету "Ковчег". Она выходила раз в месяц, затем раз в два месяца. Это было необычное издание, своеобразной была и её форма, и содержание. В каждом номере печаталось 70 авторов, пишущих на всевозможные темы, от философии и восточных мотивов до фантастических сюжетов. Для того, чтобы газета выходила в свет, был сделан утопический жест: Соловьёв дал объявление о поиске каллиграфов. Для Сергея принципиальным был отказ компьютерной техники. Каждый текст пытались "одеть в свою одежду", затем тексты компоновались на странице вручную. Одна страница могла быть толщиной до 9 см, из-за того, что тексты склеивались, вырезались и в буквальном смысле проникали друг в друга. Помимо текстов, конечно, были иллюстрации, рисуя которые, художники готовили специальные краски. Это был настоящий ковчег живой культуры, где собирались под одной крышей тексты всех направлений и идей, разные рисунки и фотографии. Пространство деятельности для "Ковчега" было бесконечным. Однако Сергей Соловьёв проявил себя ещё и как театральный режиссёр. Он объединил в своём театральном содружестве почти 900 человек.
На встрече в Литературном клубе РГБ Сергей Соловьёв представил общественности три недавно изданные книги "Фигуры речи", "Аморт" и "Крымский диван". Первая книга, это составленный Соловьёвым альманах из произведений 12 авторов. Можно сказать, что это книга для тех, кто относится к литературе как к искусству, ценит все её тонкости, нюансы, кому интересны разные способы выражения мысли и чувства на письме, для тех, кого волнует искусство письма. Роман Соловьёва "Аморт" о сложных отношениях мужчины и женщины. Сам автор рассказал, что он хотел построить книгу как жизнь, но в какой-то момент понял, что живёт по законам романа. И вот эта необычная жизнь и становится в романе главной. Герои "Аморта" - двое, мужчина и женщина, которые совершают паломничество друг в друга. Словом, роман о любви, но любви необычной, мистической. "Крымский диван" - любимое дитя Соловьёва. По словам автора, эта книга написана на одном дыхании, но это дыхание длилось 15 лет. Главное в этой книге настроение, впечатление, которое хотел передать Сергей Соловьёв о своём любимом месте на планете - Крыме. Он называет Крым раем, причём раем небесным, где нет никаких тревог, забот, где можно жить одним лишь наслаждением, безмятежностью, счастьем. Несколько лет Соловьёв прожил в этом раю, перебравшись в Гурзуф из Киева. Кстати, гостям Литературного клуба РГБ "Крымский диван" был представлен раньше, чем состоялась официальная презентация книги.
Можно сказать, что и сегодня в Москве Сергей Соловьёв продолжает реализовывать идеи "Ковчега", но в другом формате. Этот формат - "Речевые ландшафты", а по сути литературные встречи. Обычно на этих встречах идёт разговор на интересную, серьёзную, на первый взгляд, загадочную тему, например, "Тело случая", "Оргазм и катарсис", "Сны языка". Среди участников этих бесед можно увидеть и Андрея Битова, Дмитрия Пригова, других поэтов, писателей, журналистов и просто творческих людей. Однако своеобразие "Речевых ландшафтов" заключается не только в необычной тематике и форме их проведения. Дело в том, что эта коллективная импровизация подробно записывается и фотографируется и, помещаясь в Интернет, представляет из себя некий сценарий, неотделимый от фотографического ряда.
По окончании встречи все пришедшие получили в подарок от автора по "Крымскому дивану", с автографом, разумеется.